Snowflakes, night city and other things

  • Subscribe to our RSS feed.
  • Twitter
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Facebook
  • Digg

Monday, 12 August 2013

Съемка снежинок

Posted on 09:56 by Unknown
(english version of this post)

(2014.02.09: дополнения и улучшения)


Для съемки снежинок я использую максимально дешевую макро-приставку, вариант хорошо известной схемы с использованием перевернутого обычного объектива в качестве макро-линз: компактная камера Canon Powershot A650 в режиме максимального оптического зума снимает сквозь объектив Гелиос 44М-5 от фотоаппарата Зенит, закрепленный прямо перед оптикой камеры в перевернутом положении (его передняя линза смотрит на камеру, а задняя - на объект). Такая конструкция дает значительно лучшее увеличение и детальность, чем стандартный макро-режим, но меньшую глубину резкости. Я снимаю короткие серии одинаковых кадров (обычно 8-10, для самых интересных снежинок - больше) и затем усредняю всю серию (после выравнивания кадров для каждого пикселя берется среднее арифметическое значений этого пикселя из всех кадров).

snowflake macro photo
snowflake macro photo


Камера работает с CHDK - Canon Hack Development Kit: часто его называют альтернативной прошивкой, но на самом деле это резидентная программа, работающая поверх ОС и программ фотоаппарата. Она записывается на sd-карты для снимков и автоматически запускается при включении фотоаппарата. CHDK поистине удивительный по своим возможностям инструмент, превращающий компактный фотоаппарат в устройство с широчайшими возможностями (это и запись RAW файлов, и скрипты на basic-подобном языке, брекетинг экспозиции для HDR, брекетинг фокуса для фокус-стека, гистограмма в реальном времени, расширение диапазона доступных значений выдержки в обе стороны, и многое другое). Установка и удаление CHDK - очень простая процедура, не требующая никаких действий по перепрошивке, и я рекомендую попробовать в работе CHDK каждому фотографу с совместимой компактной камерой.

CHDK logo


Для съемки снежинок CHDK не является необходимой вещью, но крайне полезна благодаря записи RAW и поддержке скриптов. Я использую скрипт Ultra Intervalometer с нулевой задержкой между снимками, с такой настройкой он работает как бесконечная (с остановкой вручную в нужный момент) серийная съемка с перефокусировкой на объект перед каждым следующим кадром (это помогает от смещений камеры или снежинки).

Необходимая для съемки техника совсем недорогая (поскольку у меня уже был объектив Гелиос, мне она вообще ничего не стоила). Думаю, практически каждый компактный фотоаппарат подойдет для такой съемки, желательно - с хорошим оптическим зумом и многомегапиксельной матрицей.

С местом для съемки мне повезло - это домашний незастекленный балкон на последнем этаже, больше половины - под открытым небом.

В начале, 6 лет назад, фотографировал снежинки в стандартном макро-режиме фотоаппарата, без всякой внешней оптики. У Canon Powershot A650 12-мегапиксельная матрица и хороший макро-режим, в котором он может фокусироваться с 1 сантиметра от передней линзы. Этого достаточно, чтобы получать неплохие снимки снежинок, но очень низкого разрешения - приходится вырезать лишь маленькую центральную часть со снежинкой из полного кадра:

исходный снимок, 4000 x 3000готовая картинка, 800 x 600
IMG_4314processed snowflake

В зависимости от размера снежинки (а он может варьироваться в очень широких пределах) размеры готовой картинки получались обычно от 640x480 до 1024x768 пикселей, не больше. Это годится только для интернета или коллажей, но не подходит даже для мелких отпечатков.

В то время я снимал снежинки двумя способами: для темных картинок со светлой снежинкой использовался темный фон (обычно - темно-серая шерстяная ткань) и естественный свет (обычно это рассеяный свет серого пасмурного неба). Подложку раскладываю на табуретке, и как только вижу снежинки хороших форм, упавшие на нее, снимаю их под углом, касаясь подложки обеими руками и нижней частью объектива фотоаппарата для предотвращения смазывания (свет обычно довольно тусклый, и выдержки не слишком короткие). Камера снимает в макро-режиме с минимально возможного расстояния, где она еще может сфокусороваться. В меню камеры выбираю фокусировку по маленькой зоне в центре (вместо стандартной мульти-зонной), так что я могу сфокусироваться точно на центр или передний край снежинки, и режим замера экспозиции по центральной точке вместо оценочного по всему кадру, иначе мелкая светлая снежинка на темном фоне будет засвечена.

Второй способ, для картинок со светлым фоном и прозрачным силуэтом снежинки - съемка на стекле с задней подсветкой. На пол балкона ставлю перевернутую ножками вверх табуретку, на ножки кладу по кусочку поролона (против скольжения), на них - лист стекла от книжной полки. Чтобы снимать направленным вертикально вниз объективом, сделал простейшую замену штатива: из маленькой бутылки от газировки вырезал среднюю часть в виде трубки высотой 5.5см. Высоту подобрал таким образом, чтобы объектив фотоаппарата, просунутый в трубку, не доставал до дна 1 сантиметр (это минимальное расстояние фокусировки A650 в режиме макро). Над выбранной снежинкой ставлю этот цилиндр с фотоаппаратом, объектив смотрит вертикально вниз. Лучше снимать с задержкой в 1-2 секунды после фокусировки и серией, чтобы не касаться камеры руками. Фонариком просвечиваю снежинку снизу, из-под стекла. Фонарик светит через два слоя белого полиэтилена (в качестве рассеивателя, чтобы выровнять освещение и не допустить резких бликов). Света достаточно, чтобы снимать и в полной темноте на минимальном iso и короткой выдержке. Светить лучше не вертикально вверх, а под некоторым углом, тогда становится виден объемный силуэт снежинки с темными и светлыми контурами.

Вот примеры снежинок, снятых в стандартном макро-режиме без всяких ухищрений: старые снимки снежинок, 2009-2011.

Два года назад вместо одиночных кадров стал снимать короткие серии одинаковых кадров каждой снежинки. Эта серия усредняется и сливается в одно изображение для дальнейшей обработки. Это позволяет радикально снизить шум (т.е. повысить соотношение сигнал/шум изображения) и проявляет слабые и малозаметные детали, маскируемые в каждом отдельном кадре из серии шумом матрицы фотоаппарата. Подробнее об этом здесь: немного об усреднении стека кадров.

В прошлом году сделал макро-приставку с внешней оптикой - Гелиосом 44М-5 от Зенита. Для этого взял дощечку длиной ~30см, закрепил на ней перевернутый Гелиос (задней линзой к снежинкам, передней к фотоаппарату), наметил и просверлил в доске отверстие под болт, подходящий под штативное гнездо фотоаппарата. Камера ставится на доску так, чтобы выдвинутый на максимальный зум объектив упирался в Гелиос и смотрел в его переднюю линзу. Затем камера закрепляется винтом сквозь доску и дополнительно приклеенным на доску металлическим уголком и кусочком проволоки, чтобы никуда не сдвигалась. На обратную сторону Гелиоса навинтил три Зенитовских узких удлинительных кольца, получилось как раз нужное фокусное расстояние (2,5-3 сантиметра от линз). Кольца нужны только для съемки на стекле вертикально, в других случаях их убираю. Место примыкания объективов друг к другу закрыл муфтой из черного полиэтилена (от света и попадания снега и капель). Вся конструкция получилась достаточно прочной и устойчиво стоит вертикально объективами вниз. Ее просто ставлю на стекло над выбранной снежинкой, снимаю на максимальном оптическом зуме (6x) вместо макро, автофокус фотоаппарата работает хорошо.

Нарисовал простую схему этой конструкции (по клику откроется крупная картинка на flickr):

Snowflake macro setup scheme


Вот так выглядит эта конструкция в сборе:

snowflake macro setup

snowflake macro setup


увеличение Гелиоса:

lens Helios 44 magnification


съемочная площадка:

snowflake macro setup


Эту же конструкцию использую для съемки под углом на темной ткани, ставя дальний конец доски на маленький настольный штатив с гибкими ножками, чтобы снимать под нужным углом, убрав руку. При съемке под углом сразу становится видно, что глубина резкости мала даже на самой узкой диафрагме. Нужно делать фокус-стек минимум из 3-5 кадров, хотя есть решение проще: когда снежинка опирается на волоски шерстяной ткани, ее нетрудно развернуть в нужное положение. Так что достаточно установить макро-трубу, нацелившись на нее, а затем, глядя сбоку, повернуть снежинку плашмя к плоскости линз с помощью зубочистки. Несмотря на кажущуюся хрупкость, снежинки довольно прочные и обычно выдерживают несколько касаний зубочисткой без визуально заметных повреждений.

Macro setup shooting at woolen background


Для съемки на темной ткани выставляю такие параметры: на колесе выбора режимов - приоритет выдержки (TV), выдержку в 2 секунды - это намного больше, чем та, что выставил бы фотоаппарат автоматически. Фокусировка по центру. Экспозамер - по центру, иначе снежинка будет пересвечена. Остальные параметры съемки оставляю на автомате, и фотоаппарат при таких странных настройках делает вот что: поскольку на такой долгой выдержке кадр был бы засвечен, он выставляет минимальное ISO и самую узкую диафрагму, чтобы уменьшить экспозицию, но этого недостаточно, и он снижает значение выдержки, чтобы получилась нормальная экспозиция (заданная экспозамером по центру, где находится светлая снежинка). В результате получается как раз то, что надо - кадры с правильной экспозицией, минимальным шумом и с максимально возможной глубиной резкости для такой конструкции. Конечно, можно было бы выставить все параметры в ручном режиме (M), включая минимальное ISO и максимально узкую диафрагму, но тогда я был бы вынужден указывать вручную выдержку и постоянно корректировать ее в меняющихся условиях освещения, а так это поручается автомату, который справляется отлично. Для съемки на стекле на просвет - те же параметры, только стартовое значение выдержки ставлю в 1 секунду вместо 2 (при такой съемке света более чем достаточно), а экспозамер - центрально-взвешенный или оценочный, потому что в этом случае у нас снежинка обычно темнее фона и точечный замер может привести к пересвеченному кадру.

Вот примеры снимков (jpeg'и без обработки), стандартный макро-режим и с Гелиосом 44. По клику открываются полные кадры, 12 мегапикселей:

стандартный макро-режимГелиос 44
0_cf223_e5455a8b_orig0_cf21b_f258a3ff_orig
0_cf21d_e8d8252_orig0_cf21c_4782246b_orig

Вот еще одна сравнительная табличка с примерами необработанных снимков из камеры и готовых картинок.

Про обработку полученных кадров - отдельный пост: немного об усреднении стека кадров.

После обработки получаются вот такие картинки (обычно я добавляю к ним искусственные цвета, так как оригинальные кадры почти монохромные и выглядят, на мой взгляд, не очень привлекательно):

snowflake macro photo
snowflake macro photo
snowflake macro photo
snowflake macro photo
snowflake macro photo
snowflake macro photo
snowflake macro photo
snowflake macro photo capped column
snowflake macro photo
snowflake macro photo hollow columns
snowflake macro photo
rainbow snowflake macro photo
snowflake macro photo
snowflake macro photo
snowflake macro photo
snowflake macro photo
snowflake macro photo
snowflake photo collage
snowflake photo collage


Несколько снимков снежинок в виде обоев на рабочий стол.

Snowflake wallpapers download page



Если вас интересует фотография снежинок, рекомендую также:

• Альбом снежинок моей мамы на яндекс.фотках. Она снимает похожей техникой, в этом альбоме ее снимки и мои (часть в ее обработке, часть в моей - это копии с flickr), в описании каждого кадра это указано.

• Биографию и работы Уилсона Бентли, первого известного фотографа снежинок;

• Работы канадского фотографа Don Komarechka, делающего фантастические снимки высокого разрешения в отраженном свете с использованием вспышки с рассеивателем. Недавно он выпустил книгу, посвященную тонкостям фотографирования снежинок и физике ледяных кристаллов:

Don Komarechka. Sky Crystals: Unraveling the Mysteries of Snowflakes (book cover)


• Сайт SnowCrystals.com, созданный Kenneth G. Libbrecht - отличный ресурс о физике и фотографии снежинок. В первую очередь рекомендую страницу классификации снежинок с фото-образцами каждого типа: A Guide to Snowflakes.

• И альбомы снежинок отличных фотографов на Flickr:

Pamela Eveleigh


www.flickr.com

Visit Pam Eveiegh's Snowflakes photoset

Fred Widall


www.flickr.com

Visit Fred Widall's Snowflakes photoset

Mark Cassino


www.flickr.com

Visit Mark Cassino's Snowflake photoset

David Drexler


www.flickr.com

Visit David Drexler's Snowflakes photoset

Linden.G


www.flickr.com

Visit Linden G's Snowflakes photoset



Все мои снимки снежинок в альбоме Snowflakes and snow crystals на flickr.

Get Adobe Flash player
Share

Автор: Алексей Клятов

Email ThisBlogThis!Share to XShare to Facebook
Posted in add-on, article, helios, macro, snowflake | No comments
Newer Post Older Post Home

0 comments:

Post a Comment

Subscribe to: Post Comments (Atom)

Popular Posts

  • Yellow store
    2998 x 3723 Teply Stan, Moscow, 5 exposures (-4, -2, 0, +2, +4 EV). Print available at: deviantart.com , 500px.com . View full map
  • Autumn road
    1536 x 2048 Kuzminki park, Moscow, september 2012. 3 exposures (+2, 0, -2 EV). Print available at: deviantart.com , 500px.com . View full ma...
  • Snowflakes - printable versions, part I
     >> snowflakes - printable versions, part II Trying to do something with low resolution of snowflake shots. I enlarged pictures 2x usi...
  • Moscow at day, HDR
    Although i prefer night HDR shots (they look interesting even with very simple processing), there is some daytime photos: (2048 x 1536) (160...
  • Planetary system
    Group of small snowflakes, 1-2 millimeters. 8 shots averaged to boost signal-to-noise ratio. Glass background with backlight, additional len...
  • Don Komarechka. "Sky Crystals: Unraveling the Mysteries of Snowflakes" - snowflake photography book
    This book written by my friend from Canada, professional photographer Don Komarechka ( Website , Google+ , Flickr ). This excellent 9x9...
  • Snowflakes: before and after
    Especially for people who doubted that i shoot real snowflakes, here is small "before and after" table. Please click at source pre...
  • Hex appeal
    This winter in Moscow still too warm for good snowflake shooting, and i continue to dig archives. This is simple hexagonal plate, around 1.5...
  • Fractal supper
    (2048 x 1536) I do this lightpainting picture just for fun. First time i see cabbage-head in perfect fractal form. This structure - big cone...
  • Snowflakes - printable versions, part II
     >> snowflakes - printable versions, part I Trying to do something with low resolution of snowflake shots. I enlarged pictures 2x usin...

Categories

  • add-on
  • article
  • averaging
  • book
  • day to night
  • hdr
  • helios
  • lightpainting
  • macro
  • moscow
  • rainbow
  • sky
  • snowflake
  • spiders
  • still life
  • subway
  • urbex
  • wallpaper
  • zoom

Blog Archive

  • ►  2014 (19)
    • ►  April (1)
    • ►  March (5)
    • ►  February (4)
    • ►  January (9)
  • ▼  2013 (70)
    • ►  December (6)
    • ►  November (3)
    • ►  October (5)
    • ►  September (8)
    • ▼  August (48)
      • Ice dust
      • About averaging identical shots
      • Almost triangle
      • Old snowflake shots, 2009-2011
      • HDR, Moscow
      • HDR, Moscow
      • Modern castle
      • Novospassky monastery, bell tower
      • Satellites
      • Liquid star
      • Day to night
      • Concrete summer, или Все лето в один день
      • Twilight field
      • Constellation
      • Morning star
      • Jewel
      • HDR метро
      • Web
      • Oak leaves or feathers?
      • Ice crown
      • Complicated thing
      • Asymmetriad
      • High tech of nature
      • Chrome
      • Широкоугольное извращение
      • Capped Column
      • Trinity temple in Moscow (Храм Троицы в Серебряниках)
      • Slight asymmetry
      • Spider collection
      • Alien's data disk
      • Snow Queen's capacitors
      • Melting snowflake - GIF animation
      • Еще немного макро с Гелиос-44
      • End of season 2013 - bright crystals
      • End of season 2013 - dark crystals
      • Окрестности м. Юго-Западная, Москва
      • Dry fontain
      • Monsters, Inc.
      • Wild flowers (lightpainting)
      • Ice rainbow
      • Bluebells (draft)
      • Немного об усреднении стека кадров
      • Супер-зум для компактной камеры из старой советско...
      • "Super-zoomer" optical addon for moon shots
      • Съемка снежинок
      • My technique for snowflakes shooting
      • Простейшая световая кисть в домашних условиях
      • Still life lightpainting
Powered by Blogger.

About Me

Unknown
View my complete profile